К списку новостей
Предыдущая новость

Интервью генерального директора театра "Русский балет" прессе Израиля

17.04.2015

Следующая новость

Лев Фогель: «Я похож на Карабаса-Барабаса, только без бороды»


Маша Хинич побеседовала со Львом Залмановичем Фогелем – генеральным директором Санкт-Петербургского театра «Русский балет». И пришла к выводу о том, что классика хороша и без прикрас

Благодаря «Театральному роману» Булгакова все мы, как нам кажется, причастны тайнам закулисья и можем представить, как «делается» театр изнутри. В одной из глав «Театрального романа» описывается удивительное место, называемое «конторой» – владение театрального администратора Филиппа Филипповича Тулумбасова, который мог всё и даже больше. Лев Залманович Фогель – генеральный директор «Русского балета» – тоже может всё: создать в Санкт-Петербурге первый в России частный балетный театр, одновременно руководить школой олимпийского резерва по фехтованию и напоминать всем и вся, что задача его театра – сохранение классического репертуара в неприкосновенном виде. Ведь и авангардисты превыше всего ценят традицию, а балет как таковой появился в России именно в Петербурге – в качестве развлечения императорской фамилии.

Лев Залманович, в 1991 году вы, будучи специалистом по спорту, вдруг взяли и основали частный театр классического балета в Санкт-Петербурге. С этой труппой вы уже гастролировали в Израиле девять лет назад: что изменилось с тех пор?

- Изменилось прежде всего то, что нам удалось создать постоянную полноценную труппу и ввести в репертуар все знаменитые классические произведения: «Лебединое озеро», «Спящую красавицу», «Щелкунчика», «Шопениану», «Жизель». Наш репертуар повторяет репертуар Мариинки. Кстати, в 1991 году мы так и назывались – «Малый балет Мариинского театра». Наши педагоги-репетиторы, балетмейстер, художественный руководитель – все выходцы из Мариинского театра. Сейчас у нас выступают 45 балерин и танцовщиков (в основном это выпускники Вагановского училища), исполняющих классический репертуар в неприкосновенном каноническом варианте.

Классика в классических вариациях? Без попыток приукрасить некими новшествами, припудрить современными интерпретациями?

- Именно так – оригиналы без прикрас. Старинная классика 19 века. Мы показываем эти балеты точно такими, какими они были созданы в свое время, придерживаясь традиций Мариинского театра.

При том, что костяк вашей труппы – молодые люди в возрасте от 18 до 25 лет. Не скучно ли им исполнять махровую классику, архаичную, на взгляд молодого поколения? Не бунтуют ли молодые против жестких рамок старой хореографии?

- Нет, им не скучно, но они просят разнообразить репертуар, хотя Чайковский и Шопен – это всегда Чайковский и Шопен. Я уже более 20 лет связан с классическим балетом и слушаю их музыку каждый день. И это счастье, что у меня есть такая возможность… У Чайковского ни одной ноты нельзя сдвинуть ни влево, ни вправо. Я знаю, что в мире «Лебединое озеро» стало другим, но для нас это неприемлемо. Танцовщики получают в моем театре хорошую зарплату и не возмущаются строгими установками – по крайней мере, с моей точки зрения генерального директора.

Фотографии

Вмешиваетесь ли вы в художественную жизнь театра?

- Крайне редко. Обычно, только если надо кого-то уволить. Я же все-таки директор. Для исполнения классического балета требуется особый характер. Если у танцоров неподходящие качества – к сожалению, приходится увольнять.

В России есть немало театров классического балета. В чем ваша особенность?

- Думаю, в том, что мы предлагаем некие технические новшества для сохранения классического наследия. Когда в 19 веке ставили «Лебединое озеро», балерины были невысоки. А у нас танцуют девушки под 2 метра ростом – это требует современного подхода к классической технике. Классика есть классика – мы совершенствуем технику, декорации, костюмы. Мы более мобильны, более ярки. В Санкт-Петербурге мы обычно выступаем в трех разных залах в сопровождении симфонического оркестра. Кстати, в Санкт-Петербурге такие театры, как Мариинский, Михайловский и Якобсона также придерживаются старой линии, хотя у Якобсона уже ставят современный балет, а главным балетмейстером Михайловского театра последние три года был испанский хореограф Начо Дуато. Он ставил современные спектакли, но не осовременивал классику. Санкт-Петербург – это средоточие традиций, прекрасный уровень классического танца, русского балета и русской танцевальной школы, которая хоть и опирается на итальянские и французские традиции, но уникальна и не просто знаменита, а признана лучшей во всем мире.


У вас в кабинете стоит стол, крытый зеленым сукном? Вы похожи на литературный персонаж из классических романов?

- На деле, я должен решать массу проблем. К нашему театру предъявляется масса непростых требований: от репертуара до буфета, от оркестра до количества ступенек в зале. Скорее, я похож на Карабаса-Барабаса, только без бороды – он тоже был хозяином театра. Его заботы и тревоги мне знакомы и понятны.


Гастроли Санкт-Петербургского театра «Русский балет» в тель-авивском Центре сценических искусств пройдут 2 и 4 сентября («Лебединое озеро»), 3, 5 и 6 сентября («Щелкунчик») и 7 сентября (гала-концерт «Золотой век русского балета», включающий номера из «Лебединого озера», «Спящей красавицы», «Щелкунчика», «Корсара», «Раймонды», «Дон Кихота», «Жизели», «Кармен» и концертный номер «Умирающий лебедь», созданный Михаилом Фокиным для Анны Павловой). Заказ билетов здесь.