Музыка
Пётр Ильич ЧайковскийХореография
Мариус ПетипаЛибретто
Иван Всеволожский, Мариус Петипа (по сказкам Шарля Перро)
Балет "Спящая красавица" стал венцом творения Пётра Ильича Чайковского и Мариуса Петипа. Им удалось создать настоящую поэму о борьбе Добра (Фея Сирени) и Зла (Фея Карабос), о всепобеждающей силе Любви (Принцесса Аврора и Принц Дезире).
Даже те, кто ни разу не видел этот балет на сцене, знают, что это нечто прекрасное и великолепное.
Премьера балета "Спящая красавица" на сцене Эрмитажного театра состоялась в 2009 году. Спектакль получился ярким, настоящим праздником для зрителя. Каждый зритель запомнил его как грандиозную волшебную феерию, частью которой он стал.
Премьера балета П. И. Чайковского "Спящая красавица" с триумфом состоялась на сцене Мариинского театра 3 января 1890 года. Инициатива появления на петербургской сцене балета по мотивам известных сказок Шарля Перро исходила от директора Императорских театров Ивана Александровича Всеволожского. В мае 1888 года он обратился к Петру Ильичу Чайковскому с предложением написать балет по "Спящей красавице". В ноябре того же года и феврале 1889 года Мариус Петипа переслал композитору подробный план пролога и двух актов, в котором с точностью до числа тактов была прописана желаемая музыка. Формально учтя все "пожелания" Пётр Ильич Чайковский создал уникальное произведение, равного которому не было в ту пору, подняв уровень балетной музыки так высоко, что многие-многие годы вперед она считалась эталонной.
И уже в наше время многие музыкальные критики утверждают, что балет "Спящая красавица" имел то же значение, что и "Руслан и Людмила в опере" - Пётр Ильич Чайковский возвёл балетную музыку в высочайший ранг. Об этом говорит и тот факт, что знаменитая музыка "Спящей красавицы" исполняется на концертах симфонической музыки многих всемирно-известных дирижеров и оркестров. А сам композитор считал своё произведение "едва ли не лучшим из всех сочинений".
Однако "великий и ужасный" Мариус Петипа, его соавтор-хореограф, не уступил знаменитому композитору в гениальности. Созданный им балет поражает великолепием разнообразных хореографических красок. При этом конструкции каждого акта продуманы до мелочей. Сначала короткий пантомимный эпизод или жанровый танец (танец вязальщиц в первом акте или сцена охоты Принца Дезире), затем следует обширный танцевальный фрагмент (крестьянский вальс из первого акта, придворные танцы во втором). Петипа увлекает зрителя сложным переплетением разноплановых танцев, венчает которые па-де-де главных героев. И именно этот балет по истечении долгого времени балетные критики стали считать "энциклопедией классического танца", отдавая дань и уважение великому хореографу Мариусу Петипа.
Балет "Спящая красавица" стал венцом творения этих двух великих людей. Им удалось создать настоящую поэму о борьбе Добра (Фея Сирени) и Зла (Фея Карабос), о всепобеждающей силе Любви (Принцесса Аврора и Принц Дезире). Даже те, кто ни разу не видел этот балет на сцене, знают, что это нечто прекрасное и великолепное.
Премьера балета "Спящая красавица" на сцене Эрмитажного театра состоялась в 2009 году. Спектакль получился ярким, настоящим праздником для зрителя. Каждый зритель запомнил его как грандиозную волшебную феерию, частью которой он стал.
Король и королева празднуют день рождения дочери - принцессы Авроры. На празднике появляется со своей свитой фея Сирени. Слетаются феи Нежности, Резвости, Щедрости, Смелости и Беззаботности. Каждая приносит новорожденной свой дар.
Испуганные придворные рассказывают о приближении страшной гостьи - злой феи Карабос, которую Каталабют забыл пригласить.
В зале появляется Карабос. Она разгневана. Как посмели о ней забыть? Карабос предсказывает, что принцесса погибнет, уколовшись вязальной спицей.
Фея Сирени отстраняет Карабос от колыбели Авроры и обещает свое покровительство. Чтобы избежать несчастья, предсказанного злой волшебницей, король издает указ, запрещающий под страхом смертной казни пользоваться спицами в его королевстве.
Картина первая.
Принцессе Авроре минуло шестнадцать лет. Со всех сторон съезжаются знатные гости и женихи поздравить ее с совершеннолетием.
Появляется Аврора. Ей представляют женихов. Она со всеми мила, танцует с каждым из них, но никому не отдает предпочтения.
К принцессе подходит старушка с букетом роз. Аврора берет их и кружится в вальсе. Внезапно , уколов палец, принцесса теряет силы и падает. В цветах была спрятана острая спица. Старуха превращается в злую фею Карабос. Она торжествует. Обнажив шпаги, женихи бросаются на нее, но волшебница исчезает.
Фея Сирени, покровительница Авроры, не может уничтожить злые чары Карабос, но в ее силах смягчить их. Аврора не умерла : это не смерть, а сон, и взмах волшебной палочки погружает все королевство в вековой сон. Парк зарастает кустами сирени. В их густой чаще скрывается замок.
Картина вторая.
Прошло сто лет. В лесу охотится принц Дезире со своими друзьями и приближенными. Когда он остается один, перед ним появляется фея Сирени. Она вызывает образ Авроры. Очарованный принц устремляется к ней, но Аврора исчезает. Принц страстно желает снова видеть ее.
Вместе с феей Сирени Дезире направляется к замку, погруженному в сон. Их окружает безмолвный лес. Сквозь густые заросли видны башни королевского дворца. Фея и принц у цели.
В заросшем парке фея Карабос и ее слуги. Они преграждают путь всякому, кто намерен проникнуть в спящее царство. Внезапно до них доносятся звуки, предвещающие приближение феи Сирени. Перед ее властью Карабос бессильна.
Дезире достиг стен королевского замка. Он находит спящую принцессу. Дезире поцелуем пробуждает спящую красавицу. Вместе с ней просыпается все королевство. Покоренный красотой и обаянием Авроры, Дезире просит у короля и королевы руки принцессы.
Пышная свадьба Дезире и Авроры.
Среди многочисленных гостей - персонажи сказок. Вот принцесса Флорина и Голубая птица, Кот в сапогах и Белая кошечка, Волк и Красная шапочка. Бежит Золушка и теряет туфельку. Ее поднимает принц Фортюне.
Аврору и Дезире пришли поздравить феи Бриллиантов, Сапфиров, Золота, Серебра.
Танцуют счастливые новобрачные - Аврора и Дезире.
Всеобщее ликование. Возникает фея Сирени - олицетворение всепобеждающего и торжествующего добра.
Огромное спасибо театру "Русский балет" за такой красивый спектакль! 15 марта группа учениц балетной школы с родителями посетили Эрмитажный театр. Очень красивые декорации, великолепные костюмы и хорошее исполнение создали потрясающий праздник!!!