Музыка
Пётр Ильич ЧайковскийХореография
Лев ИвановЛибретто
Мариус Петипа (1892 г.) по сказке Э. Т. А. Гофмана
Сказка и музыка перенесут зрителей в новогоднюю ночь - ночь чудес и волшебных превращений.
Ровно в 12 часов деревянная кукла Щелкунчик сразится с Мышиным королем, а затем превратится в прекрасного принца. Поэтическая и мудрая сказка, любимая и детьми, и взрослыми.
Красочный праздник, фантастические фокусы, яркие куклы, горящая праздничными огнями ёлка, воздушный танец снежинок и удивительно трогательная истории Маши и Щелкунчика не оставят Вас равнодушными.
6 декабря 1892 года на сцене Мариинского театра состоялась премьера балета "Щелкунчик" знаменитого русского композитора Петра Ильича Чайковского. После этого, вот уже более 100 лет, этот спектакль не сходит с подмостков театральных сцен и является неотъемлемой составляющей любого рождественского праздника, наряду с новогодней ёлкой и подарками.
На рубеже 19 и 20 веков русский балет вступил в один из блистательных периодов своей истории. Балетная реформа, начатая Петром Ильичем Чайковским в "Лебедином озере", превратившая "Спящую красавицу" в хореографическую симфонию, завершилась созданием "Щелкунчика".
После триумфа "Спящей красавицы" , по инициативе Директора Императорских театров Ивана Александровича Всеволожского, Пётр Ильич Чайковский пишет музыку к балету, его сценарный план на основе сказки Э. Т. А. Гофмана "Щелкунчик и Мышиный король" создаёт Мариус Петипа, а хореографом выступает Лев Иванов.
Принято считать, что этот великий триумвират работал душа в душу. Формально - да, но вряд ли они до конца понимали друг друга. Несмотря на то, что Чайковский высоко ценил достижения прославленного хореографа, его музыка оказалась достаточно сложной для сценического решения (композитор всё дальше уходил к симфонизации балета, а мысль балетмейстера, к сожалению, как, впрочем, и уровень балетного театра того времени, не поспевали за ним). Петипа, не находивший прелести в пересказании истории семейного праздника, в свою очередь, переложил создание хореографического текста на своего ученика, Льва Иванова, которому пришлось создавать свою пластическую партитуру балета по чужой схеме, что позволило оставить возможность хореографам дополнять или изменять её. После него многие балетмейстеры брали на себя трудную роль интерпретаторов "Щелкунчика": А. Горский, Ф. Лопухов, В. Вайнонен, Ю. Григорович и др. - каждый из них учитывал опыт предыдущего и предлагал свою версию знаменитго балета, положенную на взволнованную и бесконечно трагичную музыку Великого композитора.
В Эрмитажном театре премьера балета "Щелкунчик" состоялась 13 января 2007 года. Вниманию зрителей была представлена редакция Василия Вайнонена. Вероника Иванова И Никита Щеглов, Наталья Башкирцева и Юрий Миров блистали в партиях Маши и Щелкунчика. Красочный праздник, фантастические фокусы, яркие куклы, горящая праздничными огнями ёлка, воздушный танец снежинок и удивительно трогательная истории Маши и Щелкунчика не оставили зрителей равнодушными.
"Щелкунчик" по достоинству дополнил репертуар лучших мировых балетных спектаклей, идущих на сцене Эрмитажного театра.
На рождественский праздник в доме Штальбаумов собираются гости. Среди них - кукольных и часовых дел мастер Дроссельмейер, крёстный отец детей Штальбаумов, Маши и Фрица. Он приготовил им чудесный подарок - Щелкунчика, игрушку, которая может раскалывания орехов.
Дети с нетерпением ждут начала праздника. Наконец, долгожданный момент наступает, и пред всеми предстаёт горящая огнями новогодняя ёлка. Неожиданно среди гостей в костюме волшебника появляется не узнанный никем Дроссельмейер. Его способность оживлять игрушки завораживает детей, но и пугает их, тогда Дроссельмейер снимает маску, и дети узнают в нём любимого крёстного.
Маша с интересом рассматривает подарок. Кукла ей чем-то напоминает Дроссельмейера, и она обращает на это внимание детей - все дружно хихикают над ним. Дроссельмейер рассказывает историю Щелкунчика: "В некотором государстве жили-были Король, Королева и маленькая принцесса Перлипат. А в подземелье королевского замка жила злой Мышиный Король. Маленькая принцесса была избалованной девочкой, и однажды она стала дразнить Мышиного короля. Рассердившись, тот превратил её в страшную уродину. Расколдовать принцессу мог только прекрасный принц, которому удалось бы расколоть волшебный орех Кракатук. Однажды Принц расколол орех, и чудо свершилось - принцесса вновь стала прекрасной, но в отместку за это Мышиный король превратил его в Щелкунчика".
Очарованная Щелкунчиком, Мари повязывает ему свою голубую ленточку, возводя его в фельдмаршалы.
В гостиной появляется Франц, брат Мари. Его тоже заинтересовала новая кукла. Но Маша не отдает брату Щелкунчика. Завязывается борьба и, в конце концов, игрушка ломается. Дроссельмейер чинит Щелкунчика. Мари бережно укачивает свою любимую куклу.
Гостиная наполняется шумным весельем. Последний церемонный танец (гросфатер) - и все расходятся.
Маша укачивает Щелкунчика и не замечает, как засыпает сама.
Ночь. Комната, где стоит ёлка, залита лунным светом. Маша просыпается от странного шума. Вдруг раздаётся шорох и царапанье мышей. Маше становится страшно. Она хочет убежать, но вдруг раздаётся бой часов и комната наполняется мышами. Они собираются разорить ёлку.
И вдруг... Щелкунчик оживает. Он бесстрашно преграждает путь мышам. Комната преображается. Мыши появляются вновь и вновь. Во главе мышиного войска встает Мышиный король. Мыши бросаются в бой. Им противостоит войско оловянных солдатиков под предводительством Щелкунчика. Начинается поединок Мышиного короля и Щелкунчика. Ещё мгновение - и Мышиный Король победит! Маша в отчаянии! Она бросает в Мышиного короля свечу, тот оглядывается, и Щелкунчик, воспользовавшись моментом, убивает его. Мыши исчезают. Поле битвы пустеет, лишь один Щелкунчик лежит недвижно на полу.
И тут происходит чудо: Маша взрослеет, а Щелкунчик превращается в прекрасного принца. Он идёт ей навстречу. Исчезают стен, и они оказываются под куполом звёздного неба. Падает снег, и в волшебном хороводе кружатся снежинки.
Волшебный дворец Конфетюренбург. Во дворец прибывают Маша и Щелкунчик. Гостей приветствуют Фея Драже и Принц Оршад, сопровождаемые многочисленно свитой.
Все благодарят Машу, которой Щелкунчик обязан своим спасением.
Фея Драже объявляет начало праздника. Маша и Щелкунчик любуются представлением в их честь.
Праздник подходит к концу. Маша и Щелкунчик покидают сказочную страну...
Снова гостиная, где стоит новогодняя ёлка. Маша просыпается. Оказывается, что это был всего лишь сон. Она снова маленькая, а на коленях у неё кукла, Щелкунчик.
Хотите окунуться в зимнюю сказку? Идите на балет Щелкунчик на музыку Чайковского в Аничков дворец! Сходили с внуком
2 января 2020 и получили огромное удовольствие! Артисты и солисты профессионалы и виртуозы, очень красивые костюмы, декорации. Спектакль смотрели на одном дыхании, зрители долго не отпускали исполнителей!!! Спасибо всему коллективу Театра "Русский балет" за красоту, хорошее настроение, за праздник!!!
Были с дочкой 31 марта 2016г. Этот балет ОЧЕНЬ понравился!Красота,танцы,костюмы!все великолепно!Изумительные партии ведущих солистов!отдельное спасибо костюмерам!!!такие платья,комзолы,просто блеск во всех смыслах!получили огромное удовольствие,спасибо!!
Нам с дочкой Агатой (7 лет) посчастливилось 22.01.2023 побывать на фантастическом балете "Щелкунчик" в исполнении артистов "Театра Русского Балета имени Анны Павловой" -божественная постановка! Спасибо большое за полное погружение!✨✨✨ Восхитительное чувство вдоховения, одухотворенности, красоты, грации и гармонии подарили нам артисты!!! Мы с дочерью пребываем в восторге! Неземной красоты костюмы, пластика и грация каждого артиста творят волшебство! Сценография потрясающе отражает времена написания Петром Ильичем Чайковским музыки и разработки либретто и сценарного плана Мариусом Петипом. Необыкновенно грациозное действие в сопровождении исполненных на высоте балетных па восхищает и завораживает!✨✨✨✨ Спасибо большое!